Возврат товара

Особенности возврата товаров в оптовой торговле


Как и в розничной торговле, покупатель, купивший товар оптом, также имеет возможность вернуть его продавцу. Но здесь продавцу необходимо знать, что если у покупателя нет претензий относительно качества проданного товара, то законных оснований для возврата товара у покупателя нет, при условии, конечно, что иное не предусмотрено непосредственно договором поставки.

Иными словами, покупатель не может потребовать от продавца забрать товар обратно по той, например, причине, что этот товар не пользуется спросом. Вместе с тем продавец и покупатель имеют полное право в договоре поставки предусмотреть основания и порядок возврата качественного товара продавцу.

Общие положения 

Покупатель, принимая товар от поставщика (или перевозчика), обязан проверить количество и качество полученного товара в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26.04.1996 № 285 (по состоянию на 02.08.2006) (далее — Положение), и порядком, предусмотренным договором поставки.

Статьей 476 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) определено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (или сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно п. 2 ст. 483 ГК принятый покупателем (получателем) товар должен быть им осмотрен в срок, определенный законодательством, договором поставки. В этот же срок покупатель (получатель) обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законодательством или договором поставки, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

В случае поставки товара ненадлежащего качества покупатель (получатель), вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 445 ГК, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества (ст. 488 ГК).

В соответствии со ст. 445 ГК если недостатки товара не были оговорены продавцом, то покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

— соразмерного уменьшения покупной цены; 
— безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; 
— возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; 
— потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.

Согласно п. 42 Положения при обнаружении несоответствия качества, маркировки поступившего товара, тары или упаковки требованиям нормативно-технической документации, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество (п. 10 Положения), покупатель приостанавливает дальнейшую приемку товара и составляет акт в день выявления, в котором указывает количество осмотренного товара и характер выявленного при приемке несоответствия (дефектов).

Одновременно с приемкой товара по качеству производится проверка его комплектности, а также соответствия тары, упаковки, маркировки требованиям нормативно-технической документации, других обязательных правил или договора и Положения. Покупатель обязан приостановить приемку товара с истекшим сроком годности (реализации), указанным в маркировке, или если этот срок в нарушение требований законодательства вообще не указан.

Статьей 484 ГК определено, что когда покупатель (получатель) в соответствии с законодательством или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика. Поставщик же обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок.

Если поставщик в этот срок товаром не распорядится, то покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику.

Необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией товара или его возвратом продавцу, подлежат возмещению поставщиком.

В соответствии с тем же п. 42 Положения покупатель должен обеспечить хранение некачественного товара в условиях, предотвращающих дальнейшее ухудшение его качества и смешение с другим однородным товаром.

Для участия в продолжении приемки товара и для составления акта покупатель должен вызвать представителя продавца, а в случае его отсутствия — представителя органа, осуществляющего государственный контроль качества товара, если это предусмотрено законодательством или договором. В договорах могут быть предусмотрены случаи, когда явка представителя продавца для участия в приемке товара по качеству и комплектности и составлении акта является обязательной.

При составлении и оформлении акта необходимо следовать порядку, определенному в п. 52—57 Положения. Заметим только, что акт в обязательном порядке подписывается всеми должностными лицами, участвовавшими в приемке товара, а затем утверждается руководителем юридического лица, покупающего товар (его заместителем), либо индивидуальным предпринимателем не позднее следующего дня после составления такого акта.

Покупатель может обнаружить брак и после оприходования товара на склад (например, при формировании к продаже партии товара другому покупателю) либо после реализации товара другому покупателю. В этом случае покупатель должен направить поставщику уведомление или претензию о выявленных недостатках в качестве товара.

Направляемая поставщику претензия составляется в произвольной форме, но при этом она должна содержать:

— ссылку на договор поставки, в рамках которого производится поставка; 
— детальное описание товара и характер брака по каждому изделию (вид товара, номер партии и упаковки и др.); 
— ссылку на документ (акт) о браке с указанием составивших его лиц; 
— четкое изложение требований покупателя относительно выявленной некачественной продукции; 
— ссылки на приведенные нормы гражданского законодательства в обоснование своей позиции; 
— ссылку на заключение независимой экспертизы (если она проводилась).

К претензии следует приложить акт о браке, копии накладных, заключение экспертизы и другие необходимые документы.

В случае согласия с претензиями покупателя поставщик принимает бракованный товар от него по накладной.